go to bottom
Свой на Aqa.ru
Аквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбка
Аватар пользователя

2564 9
Russian Federation Yaroslavl
3 года

Взлетит? Или не взлетит... (страница 4)

Вот задачка, котоpая, как выяснилось, уже не одну "тусовку" взбудоpажила
чуть ли не до моpдобоя :-) Хто бы мог подумать?!
Ваше мнение?

Наш Самолет (pеактивный или винтовой) стоит на взлетной полосе с подвижным
покpытием (типа тpанспоpтеpа). Покpытие может двигаеться пpотив напpавления
взлета самолета. Оно имеет систему упpавления, котоpая отслеживает и
подстpаивает скоpость движения полотна таким обpазом, чтобы скоpость движения
полотна была pавна скоpости вpащения колес самолета. Вопpос: сможет
ли наш самолет pазбежаться по этому полотну и взлететь ?

УдачиСмайлик :)

ЗЫ: мордобоя не надоСмайлик :)

[Изменено 21-10-2004 автор CABA]

2004-09-0202/09/2004 16:34:01
#127898

1. Взлетит

12

2. Не взлетит.

12
Постоянный посетитель
Аквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбка
Аватар пользователя

898 14
Russian Federation Krasnodar
3 года

сообщение Ruslan H
Ну что ж.... на протяжении трех страниц несколько человек, введеные в заблуждение хитрым САВой обсуждали абсолютно очевидную вещь....
Ну и посмеялся я.....

я тоже посмеялся, в т.ч. над собой
а вещь далеко не совсем очевидная. потому-то видимо над этой задачей спорили даже профессора. есть небольшой подвох, и именно в определении "скорость колеса". в зависимости от трактовки этого понятия, задача имеет два (а точнее два с половиной Смайлик :D) решения (соответственно взлетит/ не взлетит).
половина решения - это действительно влияние веса самолета, его мощности и характеристик винта, как это не смешно. обо всем по поядку. итак варианты

1.
скорость колеса как мгновенная скорость точки колеса, соприкасающейся с дорожкой. вообще пока самолет находится на дорожке, эта скорость всегда будет равна скорости дорожки. Силой трения качения
свободно пренебрегаем - забудьте вообще про взаимосвязь колес и дорожки - колеса просто крутятся, потому что касаются дорожки, на ТЯГУ двигателя, и соответственно разгон относительно ВОЗДУХА это практически не влияет. самолет благополучно начинает движение относительно воздуха, и ПОЛЕТЕЕЕЕЛ...

2.
скорость колеса как линейная скорость оси колеса относительно дорожки - если она равна по модулю линейной скорости дорожки, соответственно, силы трения качения и сопротивления воздуха достаточно для того чтобы самолет был неподвижен относительно воздуха.
тогда (в общем случае) самолет действительно не взлетит, потому что нет движения потока воздуха относительно плоскости крыла. и не нужно говорить, что этот вариант не возможен - если дорожка крутится достаточно шустро, а самолет - какая-нибудь модель в масштабе 1:10000 cо слабым двигателем - то сила трения качения вполне может обеспечить данный эффект.
как вариант - гусеничная дорожка и колеса с соответствующими зазубринами. итак, не летим, а просто тупо катимся.

и теперь, вариант 2.5:
вспомним, что у неподвижного самолета почти всегда ось пропеллера или реактивного сопла может находится под углом к горизонтали, значит, даже у неподвижного относительно воздуха самолета при вращении пропеллера может возникнуть подъемная сила от потока воздуха, идущего от пропеллера, либо соответственно от реактивного - вертикальная составляющая. т.е. при определенных вариантах по размеру пропеллера и весу самолета, он при прочих равных условиях может либо взлететь либо нет. любителям математики (я к их числу себя не отношу, но все равно) - можно добавить теорию пределов - при бесконечном увеличении скорости дорожки силой трения уже не принебрежешь, при бесконечном увеличении мощности двигателя, наоборот...

в общем, предлагаю закруляться Смайлик :mir:
2004-09-1010/09/2004 15:35:58
#129500
Свой на Aqa.ru
Аквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбка
Аватар пользователя

2564 9
Russian Federation Yaroslavl
3 года

сообщение Ruslan H
Ну что ж.... на протяжении трех страниц несколько человек, введеные в заблуждение хитрым САВой обсуждали абсолютно очевидную вещь....
Ну и посмеялся я.....


Невозможно вести в заблуждение понимающего суть некоторой лестницыСмайлик :cool:
2004-09-1515/09/2004 10:37:30
#130308
Завсегдатай
Аквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбка
Аватар пользователя

1695 16
Russian Federation Korolv
13 года

Ладно САВА, сегодня в честь праздника полетит!
Поздравляю. Чтоб все что хотелось летало.

2004-09-1515/09/2004 11:11:00
#130320
Посетитель
Аквафорум рыбкаАквафорум рыбка
Аватар пользователя

163
Королёв
14 года

да за каким он полететь то должен??? (страница 4)

мож я канешно не все читал....
как он предположительно должен взлететь?
вертикально вверх? он не может в силу того что не рассчитан для этого.
вперед? не может, так как при этом его скорость больше скорости движения ленты транспортера.
ну и посмотрел бы я на вас, когда бы вы на одних винтах летали. вы уж тогда и крылья ему обрубите.
мой вердикт-не взлетит
максимум, что сможет сделать-присесть на хвост слегка.

2004-09-1818/09/2004 01:40:37
#131155
Посетитель
Аквафорум рыбкаАквафорум рыбка
Аватар пользователя

92

19 года

А почему на хвост может присесть? (страница 4)

За счет воздушного потока создаваемого винтами?

2004-09-1818/09/2004 01:49:29
#131157
Постоянный посетитель, Советник
Советник аквафорума

Аватар пользователя

606 1
Russian Federation Moscow
17 года

Задача , вообще говоря, поставлена (как говорят математики) некорректно. Дело в том, что никак не оговорен способ сцепления колёс самолёта с дорожкой, а это кардинально влияет на решение задачи. Попробую пояснить. Представим себе, что самолёт стоит на идеально гладкой дорожке. Тогда единственной силой, действующей на самолёт в горизонтальном напрвлении будет тяга, создаваемая винтом (трением качения пренебрегаем, т.к.оно мало по сравнению с тягой). В итоге самолёт начнёт разгоняться (КОЛЁСА ПРИ ЭТОМ ВРАЩАТЬСЯ НЕ БУДУТ) и взлетит при возникновении достаточной подъёмной силы. В аналогичном случае автомобиль будет буксовать на месте, т.к. единственной силой, движущей его вперёд, является сила трения скольжения.
Если сцепление с дорожкой осуществляется зацеплением типа гусеницы-зазубрины и порскальзывание исключено, то ситуация зависит от того, как управляется дорожка. Как правильно заметил Maverik если скорость дорожки поддерживается равной линейной скорости ОСИ колеса, то самолёт будет стоять относительно земли , а колёса будут вращаться. При этом сила тяги винта будет уравновешиваться силой реакции зазубрин.
Если же сцепление осуществляется просто за счёт трения скольжения, то взлетит самолёт или нет, определяетя величинами коэффициента трения, силой тяги и нормального давления (т.е. давления самолёта на опору), причём нормальное давление может не совпадать с весом самолёта из- за наличия подъёмной силы при обдуве крыла от винта или ветра. Если F>KxP (F- сила тяги, К- коэффициент трения, Р- нормальное давление) то самолёт взлетит с пробуксовкой, в противном м случае будет стоять на месте (относительно Земли), а колёса будут вращаться.
Уверен, что правильно рассмотрел задачу, т.к. хоть и давно, закончил аэромеханический факультет Физтеха.

[Изменено 24-9-2004 автор Игорь В.]

2004-09-2424/09/2004 22:00:59
#132834
Свой на Aqa.ru, Советник
Советник аквафорума

Аватар пользователя

3636 25
Russian Federation Novosibirsk
12 года

Угу. (страница 4)

Три дня назад выпнул из-за служебного компьютера знакомых ординаторов, решавших аналогичную задачу на одном из медицинских форумов.

Там, правда, условия были полностью оговорены: предполагалось, что сцепление колес с поверхностью ленты транспортера жесткое (т.е. колеса не пробуксовывают ни при какой тяге), а скорость ленты равна скорости вращения колеса, а не линейной скорости оси относительно полотна (второе условие, кстати, изложено в "нашей" версии задачи). Также игнорируются ветер и подъемная сила, создаваемая на крыле непосредственно движителями. Правильный ответ для этого случая, естественно - не взлетит, т.к. транспортер прикладывает к самолету силу, равную силе тяги и направленную (практически) в противоположную сторону (ничтожные отклонения вектора тяги из-за конструкционных особенностей движителя в расчет можно не принимать). Из этой частности очевидным образом вытекает решение для общего случая, приведенное и очень корректно доказанное предыдущим автором.

С уважением.

P.S. Интересно, на скольких еще тематических форумах появится эта лабудень про транспортер?

2004-09-2525/09/2004 18:26:17
#132949
Постоянный посетитель, Советник
Советник аквафорума

Аватар пользователя

832 11
Russian Federation
16 года

Но ведь транспортер прикладывает вектор силы не к самолету как таковому, а к нижней части обода колеса, заставляя его крутиться быстрее. Если пренебречь некоторыми "второстепенными" силами, такими как сила трения в подшипниках оси колеса, приняв их равными нулю, что обычно и делается в таких задачках "с подвохом", то можно представить ситуацию, когда самолет стоит с выключенными двигателями на месте относительно земли, а транспортер при этом бежит и вращает колеса. В следующий момент самолет включает двигатели и, отталкиваясь от воздуха начинает таки свое движение вперед относительно воздуха же (а именно это и надо для взлета). Что при этом вытворяют колеса между ним и транспортером, ему совершенно безразлично при условии нулевой силы трения в ступицах (ну о-о-очень хорошее масло там налито) - колеса выполняют просто роль прослойки, минимизирующей силу трения между самолетом и опорой (так же как и лыжи у северных вариантов самолетов, о которых САВА очень справедливо и к месту упомянул в начале этого треда), больше для взлета ничего и не надо.
В итоге самолет, разумеется, взлетает. ИМХО, это и есть правильное решение задачи.

2004-09-2525/09/2004 19:22:41
#132953
Постоянный посетитель, Советник
Советник аквафорума

Аватар пользователя

606 1
Russian Federation Moscow
17 года

То ~SP~
Всё дело в том, что по условию задачи дорожка управляется так, что скорость самолёта (оси колеса) всегда равна нулю. Если же имелась в виду мгновенная линейная скорость точки обода относительно опоры, то она ВСЕГДА равна 0 в отсутствии проскальзывания. Вращение же колеса ВСЕГДА вызывается не одной силой , а парой сил, одна из которых приложена к нижней токе обода, а другая- сила реакции в оси. Они и создают вращательный момент. В Вашем гипотетическом примере, как только включится движок, изменится сила реакции в оси , а управление по условию задачи изменит силу реакции в зацеплении. Более подробное объяснение связано с понятиями мгновенного центра вращения и выходит за рамки обсуждения на сайте.
С уважением Игорь В.

2004-09-2525/09/2004 20:08:20
#132961
Свой на Aqa.ru
Аквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбка
Аватар пользователя

2564 9
Russian Federation Yaroslavl
3 года
Всё дело в том, что по условию задачи дорожка управляется так, что скорость самолёта (оси колеса) всегда равна нулю

Это где такое условие?
2004-09-2727/09/2004 10:48:12
#133168
Завсегдатай
Аквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбка
Аватар пользователя

1695 16
Russian Federation Moscow
13 года

Зарекся сюда лазить, поскольку ни одного реального объяснения почему самолет должен взлететь - нет. В основном типа: вдруг откуда не возьмись появился ... подъемный сила и самолет рванул.

[q]сообщение CABA
Покpытие может двигаеться пpотив напpавления
взлета самолета. Оно имеет систему упpавления, котоpая отслеживает и
подстpаивает скоpость движения полотна таким обpазом, чтобы скоpость движения
полотна была pавна скоpости вpащения колес самолета.

Откуда возникает подъемная сила? Поподробнее для бестолковых. Самолет начнет двигаться по дорожке? - туфта - нарушение условий задачи. Подпрыгнет?

2004-09-2727/09/2004 12:24:11
#133204
Свой на Aqa.ru
Аквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбка
Аватар пользователя

2564 9
Russian Federation Yaroslavl
3 года

Самолет начнет движение по дорожке, при этом у колеса появится некоторая угловая скорость, а у оси линейная.
Дорожка начнет движение против вектора ускорения самолета.
Так и взлетит.

Увеличение скорости дорожки - есть следствие увеличения скорости самолета.
Возникновение подъемной силы - следствие увеличения скорости самолета.


[Изменено 27-9-2004 автор CABA]

2004-09-2727/09/2004 12:30:50
#133206
Свой на Aqa.ru, Советник
Советник аквафорума

Аватар пользователя

3946 37
Israel
7 мес.

Неминуемо взлетит, достигнув 1-й космической скорости.
До этого, вряд ли. Смайлик :)

2004-09-2727/09/2004 13:11:24
#133219
Свой на Aqa.ru, Советник
Советник аквафорума

Аватар пользователя

3946 37
Israel
7 мес.

Виноват - чушь. Относительно земли, скорость будет всё ещё нулевая. Был неправ. Смайлик :(

2004-09-2727/09/2004 13:12:32
#133220
Свой на Aqa.ru, Советник
Советник аквафорума

Аватар пользователя

2296 47
Russian Federation Novosibirsk
6 года

Проснитесь, САВА! (страница 4)


сообщение CABA
Покpытие может двигаеться пpотив напpавления
взлета самолета. Оно имеет систему упpавления, котоpая отслеживает и
подстpаивает скоpость движения полотна таким обpазом, чтобы скоpость движения
полотна была pавна скоpости вpащения колес самолета.



сообщение CABA
Увеличение скорости дорожки - есть следствие увеличения скорости самолета.

Увеличение скорости дорожки=увеличение скорости вращения колёс.
2004-09-2727/09/2004 13:14:19
#133222
Свой на Aqa.ru
Аквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбка
Аватар пользователя

2564 9
Russian Federation Yaroslavl
3 года

увеличение скорости вращения колес=увеличение скорости самолета

2004-09-2727/09/2004 13:15:22
#133224
Свой на Aqa.ru, Советник
Советник аквафорума

Аватар пользователя

2296 47
Russian Federation Novosibirsk
6 года

сообщение CABA
увеличение скорости вращения колес=увеличение скорости самолета

увеличение скорости вращения колес=увеличение скорости дорожки. Смайлик :rtfm:
А самолёт извините от другого скорость увеличивает....
2004-09-2727/09/2004 13:36:14
#133237
Посетитель
Аквафорум рыбкаАквафорум рыбка
Аватар пользователя

160
Russian Federation Moscow
19 года

сообщение CABA
Покpытие может двигаеться пpотив напpавления
взлета самолета. Оно имеет систему упpавления, котоpая отслеживает и
подстpаивает скоpость движения полотна таким обpазом, чтобы скоpость движения
полотна была pавна скоpости вpащения колес самолета.

А покрытие может двигаться по направлению взлета самолета? А то система управления не справится с задачей подстраивания скорости движения полотна и вращения колес.
Самолет будет взлетать как и обычно это делает за исключением того, что колеса будут крутиться ровно в два раза медленнее.Смайлик :idea:
2004-09-2727/09/2004 13:37:03
#133239
Свой на Aqa.ru
Аквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбка
Аватар пользователя

2564 9
Russian Federation Yaroslavl
3 года

Если полотно будет двигаться по движению колеса крутится не будутСмайлик :o

2004-09-2727/09/2004 13:37:50
#133240
Посетитель
Аквафорум рыбкаАквафорум рыбка
Аватар пользователя

160
Russian Federation Moscow
19 года

Крутиться по направлению взлета, но медленнее, чем требуется для остановки колес ровно в два раза. Именно в этом случае скорость вращения колес равна скорости вращения полотна (знаки я в счет не беру).

2004-09-2727/09/2004 13:44:15
#133243
Посетитель
Аквафорум рыбкаАквафорум рыбка
Аватар пользователя

160
Russian Federation Moscow
19 года

И вопрос задачи должен быть таков - "В какую сторону сторону должен крутиться транспортер, чтобы скорость движения ленты была в абсолюте равна скорости вращения (читай скорости движения внешней поверхности) колеса?" Ну а самолет в первоначальной задаче будет взлетать как обычно, а лента будет стоять, т.к. крутиться транспортер может только против взлета (тем самым увеличивая скорость вращения колеса) А если будет лента стоять, это самая маленькая разница между скоростью вращения колеса и скоростью движения ленты.

2004-09-2727/09/2004 13:55:14
#133253
Свой на Aqa.ru
Аквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбкаАквафорум рыбка
Аватар пользователя

2564 9
Russian Federation Yaroslavl
3 года

О как физику разобрал!Смайлик :)

2004-09-2727/09/2004 14:02:03
#133258
Посетитель
Аквафорум рыбкаАквафорум рыбка
Аватар пользователя

228
Russian Federation
19 года

Коль стречный поток нужен, предлагаю подуть самолетику в морду хорошенько!Смайлик :o

2004-09-2727/09/2004 14:08:32
#133262
Посетитель
Аквафорум рыбкаАквафорум рыбка
Аватар пользователя

160
Russian Federation Moscow
19 года

Жаль, что у ракеты колес нет, можно было бы транспортер вертикально поставить рядом и тем самым помешать ей взлететьСмайлик :D

2004-09-2727/09/2004 14:32:26
#133274
Свой на Aqa.ru, Советник
Советник аквафорума

Аватар пользователя

2296 47
Russian Federation Novosibirsk
6 года

Зачем усложнять.... (страница 4)


сообщение Олег Нечаев
Жаль, что у ракеты колес нет, можно было бы транспортер вертикально поставить рядом и тем самым помешать ей взлететьСмайлик :D

Можно отвёрточкой ткнуть разок в нужном местеСмайлик :)
А физику ты правильно САВе разжевал. При твоих условиях - скорость будет "0" при его - будет стремиться к бесконечности. Даже если взять планер на воздушной подушке и тянуть тросом - он всё равно на транспортёр плюхнется...
2004-09-2727/09/2004 14:38:00
#133280



Польвователь
Польвователь
Польвователь
Польвователь
Польвователь
Польвователь
Польвователь
Польвователь
Польвователь
Польвователь
Польвователь
Top